Объемы информации и
работа с ней
«Человек не может
достичь совершенной безопасности – ни в жизни, ни в познании, ни в принятии
решений»
Виктор Франкл
Современный предприниматель,
независимо от сферы своей деятельности, в той или иной мере сталкивается с необходимостью
получения и обработки весьма значительного объема информации. Даже устоявшиеся
сферы бизнеса подвержены высокой динамике изменений. Причины этих изменений
были рассмотрены в предыдущем разделе.
В самом деле, предприниматель, не
следящий за изменениями на рынке, обречен на поражение. Наверняка многие еще
помнят, как в старших классах средней школы изучали устройство и правила
пользования логарифмической линейкой. Многие расчеты строились на ее
использовании. Производители данного вычислительного инструмента если и не
процветали, то, во всяком случае, имели постоянных потребителей, причем весьма
значительное количество. Появление микрокалькуляторов и в частности инженерных
микрокалькуляторов полностью упразднили использование не совсем удобной в
обращении логарифмической линейки. Подозреваем, что судьба производителей
данного инструмента была не завидной.
Повседневная деятельность
коммерческой фирмы, стремящейся к росту и процветанию своего бизнеса, в большой
степени связана со сбором и обработкой информации. Естественно, что разные отделы
(подразделения) фирмы собирают и обрабатывают информацию, касающуюся
непосредственно своей профильной деятельности. Это в равной степени относится и
к подразделениям сбыта, маркетинга, стратегического планирования, рекламы и
т.п. Вследствие
этого весьма часто важная информация, затрагивающая жизненные интересы фирмы и
касающаяся происходящих или грядущих изменений на рынке (либо иных рыночных
факторов, например, изменение позиций или деятельности основного конкурента)
имеется в разных подразделениях фирмы. Будучи разрозненной и, вследствие этого не обобщенной, а следовательно неверно интерпретированной, такая информация
не представляет большой ценности и не может служить сигнализатором опасности
или появления новых возможностей для маневра.
Детальный анализ причин
провалов предпринимательской деятельности в России показывает, что большинство
из них можно свести к одному – это неумение правильно использовать
информационные возможности. Порой за этим кроется простое нежелание руководящего состава
коммерческих фирм заниматься обработкой и анализом информации об окружающей
предприятие и часто достаточно агрессивной среде, и это несмотря на то, что
большинство сведений фирма получает своевременно. Однако гораздо чаще за
данными провалами кроется неверная организация процесса сбора, учета и
обработки информации.
Конечно, нам могут
возразить, что обработка всей поступающей информации дело слишком хлопотное и
дорогое, требующее привлечения массы специалистов, и еще неизвестно какой
экономический (коммерческий) эффект это может принести фирме.
Поспешим развеять
некоторые устоявшиеся стереотипы, имеющие место в данной области. Речь идет о выживаемости
фирмы. Выживаемость может касаться различных аспектов существования фирмы таких как:
конкуренция (конкурентное
влияние и конкурентная борьба);
криминальный фактор;
деятельность государства
(изменение законодательства, «интерес» к Вашей фирме контролирующих и
правоохранительных органов);
новые возможности и
угрозы (появление новых технологий, товаров, возможности выхода на смежные
рынки, изменение коньюктуры рынка и т.п.);
и т.п.
Различные аспекты существования и
выживаемости фирмы определяются особенностями сферы бизнеса.
Когда речь заходит о
выживаемости фирмы очень многие предприниматели автоматически относят данный
аспект к проблемам обеспечения безопасности и пытаются
вложить его в функции службы безопасности фирмы. В результате формально на СБ
возлагаются обязанности не связанные с особенностями ее деятельности. Казалось
бы, что выживаемость действительно полностью входит в аспекты и функции
обеспечения безопасности фирмы, тем более что Федеральный закон «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает
исследования рынка, но так ли это на самом деле? Рассмотрим несколько практических примеров.
Пример 1
С середины 60 – х
годов многие японские корпорации были заинтересованы в получении высоких
технологий в сфере космических исследований. Это было связано не только с
возможностью получения и использования прорывных технологий, но также с
возможностями разработки и предложения изделий (товаров) непосредственно для
нужд космической отрасли США и Франции. С целью получения материалов и сведений
под различным прикрытием в NASA и «Силиконовую долину» были направлены на стажировку ведущие
специалисты в области электроники (заметим, что среди направленных специалистов
не было представителей служб безопасности этих корпораций, поскольку информации
о системе построения безопасности не требовалось).
Пример 2
После окончания холодной войны ВМС
Великобритании проводили ряд выставок морского вооружения и снаряжения на военно – морской
базе в Портленде. Среди прочих приглашенных
присутствовал и российский военный атташе со своим новым референтом. В то время
как сам атташе был занят обычными обязанностями, сопутствующими выставочной
суматохе, референт проявил неподдельный интерес к торпедному вооружению и
новинкам в области торпедного вооружения. Если кто – то подумал, что референт
являлся представителем ФСБ или сотрудником внешней контрразведки (одним словом
представителем безопасности), то это ошибочное мнение. Это был один из
специалистов – разработчиков отечественного торпедного вооружения.
Но вернемся, как говаривали древние,
к нашим баранам. Как успешные Западные (США и Западная Европа) и некоторые Восточные
(Япония, Южная Корея, Китай) компании организуют сбор, обработку и
использование информации отвечающей их жизненно важным интересам?
В США (в Западной Европе
чуть позднее) с середины 80 – годов более 80% малых, средних и крупных фирм и
компаний пошли по пути создания в своей структуре специальных исследовательских
(разведывательных) подразделений с функциями единого информационного центра по
учету, обработке и использованию важной информации. На основе анализа информации
вырабатываются рекомендации высшему менеджменту фирмы по корректировке тактики
и стратегии ведения бизнеса. Как ни странно, но подобные структуры были во многом
скопированы с аналогичных подразделений ведущих японских корпораций, которые
имели более древнюю историю и не раз доказывали свою эффективность. Костяк
таких подразделений, как правило, составляют ведущие специалисты в бизнесе, маркетологи, сотрудники отделов планирования, рекламы и
т.п.
Теперь к вопросу об
объемах информации. Убеждение в необходимости
сбора и обработки ВСЕЙ имеющейся
информации (необходимой в той или иной мере) является заблуждением. Невозможно собрать всю информацию
особенно о событиях развивающихся или предполагаемых. Такая задача была не по
силам даже таким структурам как ЦРУ, КГБ или ГРУ. Попытка собирать и анализировать
ВСЕ, что попадает в руки, приведет только к информационной перегрузке и
необходимости переработки большого количества «информационного мусора». Полная информация возможна только в
ретроспективе, т.е. когда событие уже произошло.
Фирме, стремящейся к
успеху, достаточно
организовать сбор, учет, обработку и использование информации только по
критическим направлениям, раскрывающим угрозы и возможности бизнеса (смотри
аспекты выживаемости).
«В игре с неполной
информацией преимущество получает тот, кто знает или может получить
дополнительную информацию»
Жан – Франсуа Лиотар
Напоследок несколько слов
по поводу дороговизны и окупаемости исследовательской деятельности. Каждому предпринимателю будет
полезно знать, что по расчетам зарубежных и некоторых отечественных
специалистов затраты
на исследования предпринимательских рисков и возможностей (коммерческой
разведки) составляют от 1,5% до 2% от прибыли коммерческой фирмы. Для сравнения, расходы на службу безопасности и
охрану составляют от 15% до 30% от прибыли фирмы.
Может ли подобная
исследовательская деятельность приносить предпринимателю прибыль? Как ни странно МОЖЕТ! Правда здесь имеется одна
особенность – исследовательская деятельность, как правило, не приносит прямых
прибылей. Однако при правильной организации дела она не только полностью
окупает себя, но и может принести от 30% до 40% прибыли от всей доли доходов коммерческой фирмы выражающейся в:
I.
экономии времени и средств (к примеру, на новые разработки);
II.
экономии денег (из – за
наличия информации, в том числе превентивного характера);
III.
предотвращении затрат;
IV.
увеличении доходов (за счет освоения новых рынков,
клиентов и т.п.).