В НАЧАЛО

ОБЪЕМЫ ИНФОРМАЦИИ И РАБОТА С НЕЙ

АДЕКВАТНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ДЕФИЦИТУ ВРЕМЕНИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

 

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Объемы информации и работа с ней

 

Объемы информации и работа с ней

 

«Человек не может достичь совершенной безопасности – ни в жизни, ни в познании, ни в принятии решений»

Виктор Франкл

 

Современный предприниматель, независимо от сферы своей деятельности, в той или иной мере сталкивается с необходимостью получения и обработки весьма значительного объема информации. Даже устоявшиеся сферы бизнеса подвержены высокой динамике изменений. Причины этих изменений были рассмотрены в предыдущем разделе.

 

В самом деле, предприниматель, не следящий за изменениями на рынке, обречен на поражение. Наверняка многие еще помнят, как в старших классах средней школы изучали устройство и правила пользования логарифмической линейкой. Многие расчеты строились на ее использовании. Производители данного вычислительного инструмента если и не процветали, то, во всяком случае, имели постоянных потребителей, причем весьма значительное количество. Появление микрокалькуляторов и в частности инженерных микрокалькуляторов полностью упразднили использование не совсем удобной в обращении логарифмической линейки. Подозреваем, что судьба производителей данного инструмента была не завидной.

 

Повседневная деятельность коммерческой фирмы, стремящейся к росту и процветанию своего бизнеса, в большой степени связана со сбором и обработкой информации. Естественно, что разные отделы (подразделения) фирмы собирают и обрабатывают информацию, касающуюся непосредственно своей профильной деятельности. Это в равной степени относится и к подразделениям сбыта, маркетинга, стратегического планирования, рекламы и т.п. Вследствие этого весьма часто важная информация, затрагивающая жизненные интересы фирмы и касающаяся происходящих или грядущих изменений на рынке (либо иных рыночных факторов, например, изменение позиций или деятельности основного конкурента) имеется в разных подразделениях фирмы. Будучи разрозненной и, вследствие этого не обобщенной, а следовательно неверно интерпретированной, такая информация не представляет большой ценности и не может служить сигнализатором опасности или появления новых возможностей для маневра.

 

Детальный анализ причин провалов предпринимательской деятельности в России показывает, что большинство из них можно свести к одному – это неумение правильно использовать информационные возможности. Порой за этим кроется простое нежелание руководящего состава коммерческих фирм заниматься обработкой и анализом информации об окружающей предприятие и часто достаточно агрессивной среде, и это несмотря на то, что большинство сведений фирма получает своевременно. Однако гораздо чаще за данными провалами кроется неверная организация процесса сбора, учета и обработки информации.

 

Конечно, нам могут возразить, что обработка всей поступающей информации дело слишком хлопотное и дорогое, требующее привлечения массы специалистов, и еще неизвестно какой экономический (коммерческий) эффект это может принести фирме.

 

Поспешим развеять некоторые устоявшиеся стереотипы, имеющие место в данной области. Речь идет о выживаемости фирмы. Выживаемость может касаться различных аспектов существования фирмы таких как:

 

*    конкуренция (конкурентное влияние и конкурентная борьба);

 

*    криминальный фактор;

 

*    деятельность государства (изменение законодательства, «интерес» к Вашей фирме контролирующих и правоохранительных органов);

 

*    новые возможности и угрозы (появление новых технологий, товаров, возможности выхода на смежные рынки, изменение коньюктуры рынка и т.п.);

 

*    и т.п.

 

Различные аспекты существования и выживаемости фирмы определяются особенностями сферы бизнеса.

 

Когда речь заходит о выживаемости фирмы очень многие предприниматели автоматически относят данный аспект к проблемам обеспечения безопасности и пытаются вложить его в функции службы безопасности фирмы. В результате формально на СБ возлагаются обязанности не связанные с особенностями ее деятельности. Казалось бы, что выживаемость действительно полностью входит в аспекты и функции обеспечения безопасности фирмы, тем более что Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает исследования рынка, но так ли это на самом деле? Рассмотрим несколько практических примеров.

 

Пример 1

 

С середины 60 – х годов многие японские корпорации были заинтересованы в получении высоких технологий в сфере космических исследований. Это было связано не только с возможностью получения и использования прорывных технологий, но также с возможностями разработки и предложения изделий (товаров) непосредственно для нужд космической отрасли США и Франции. С целью получения материалов и сведений под различным прикрытием в NASA и «Силиконовую долину» были направлены на стажировку ведущие специалисты в области электроники (заметим, что среди направленных специалистов не было представителей служб безопасности этих корпораций, поскольку информации о системе построения безопасности не требовалось).

 

Пример 2

 

После окончания холодной войны ВМС Великобритании проводили ряд выставок морского вооружения и снаряжения на военно – морской базе в Портленде. Среди прочих приглашенных присутствовал и российский военный атташе со своим новым референтом. В то время как сам атташе был занят обычными обязанностями, сопутствующими выставочной суматохе, референт проявил неподдельный интерес к торпедному вооружению и новинкам в области торпедного вооружения. Если кто – то подумал, что референт являлся представителем ФСБ или сотрудником внешней контрразведки (одним словом представителем безопасности), то это ошибочное мнение. Это был один из специалистов – разработчиков отечественного торпедного вооружения.

 

Но вернемся, как говаривали древние, к нашим баранам. Как успешные Западные (США и Западная Европа) и некоторые Восточные (Япония, Южная Корея, Китай) компании организуют сбор, обработку и использование информации отвечающей их жизненно важным интересам?

 

В США (в Западной Европе чуть позднее) с середины 80 – годов более 80% малых, средних и крупных фирм и компаний пошли по пути создания в своей структуре специальных исследовательских (разведывательных) подразделений с функциями единого информационного центра по учету, обработке и использованию важной информации. На основе анализа информации вырабатываются рекомендации высшему менеджменту фирмы по корректировке тактики и стратегии ведения бизнеса. Как ни странно, но подобные структуры были во многом скопированы с аналогичных подразделений ведущих японских корпораций, которые имели более древнюю историю и не раз доказывали свою эффективность. Костяк таких подразделений, как правило, составляют ведущие специалисты в бизнесе, маркетологи, сотрудники отделов планирования, рекламы и т.п.

 

Теперь к вопросу об объемах информации. Убеждение в необходимости сбора и обработки ВСЕЙ имеющейся информации (необходимой в той или иной мере) является заблуждением. Невозможно собрать всю информацию особенно о событиях развивающихся или предполагаемых. Такая задача была не по силам даже таким структурам как ЦРУ, КГБ или ГРУ. Попытка собирать и анализировать ВСЕ, что попадает в руки, приведет только к информационной перегрузке и необходимости переработки большого количества «информационного мусора». Полная информация возможна только в ретроспективе, т.е. когда событие уже произошло.

 

Фирме, стремящейся к успеху, достаточно организовать сбор, учет, обработку и использование информации только по критическим направлениям, раскрывающим угрозы и возможности бизнеса (смотри аспекты выживаемости).

 

«В игре с неполной информацией преимущество получает тот, кто знает или может получить дополнительную информацию»

Жан – Франсуа Лиотар

                                                                                                                                                                                                                                            

Напоследок несколько слов по поводу дороговизны и окупаемости исследовательской деятельности. Каждому предпринимателю будет полезно знать, что по расчетам зарубежных и некоторых отечественных специалистов затраты на исследования предпринимательских рисков и возможностей (коммерческой разведки) составляют от 1,5% до 2% от прибыли коммерческой фирмы. Для сравнения, расходы на службу безопасности и охрану составляют от 15% до 30% от прибыли фирмы.

 

Может ли подобная исследовательская деятельность приносить предпринимателю прибыль? Как ни странно МОЖЕТ! Правда здесь имеется одна особенность – исследовательская деятельность, как правило, не приносит прямых прибылей. Однако при правильной организации дела она не только полностью окупает себя, но и может принести от 30% до 40% прибыли от всей доли доходов коммерческой фирмы выражающейся в:

 

                       I.                  экономии времени и средств (к примеру, на новые разработки);

 

                  II.                  экономии денег (изза наличия информации, в том числе превентивного характера);

 

             III.                  предотвращении затрат;

 

                 IV.                  увеличении доходов (за счет освоения новых рынков, клиентов и т.п.).

 

Возврат в начало

 

В НАЧАЛО

ВМЕСТО ПРОЛОГА

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЯТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

 

Используются технологии uCoz