В НАЧАЛО

ПОЧЕМУ КОММЕРЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА НЕ КОНКУРЕНТНАЯ

ЗАКОН СУРОВ – НО ЭТО ЗАКОН

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

 

ВИДЕТЬ УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

 

Способы и средства получения информации

 

Способы и средства получения информации

 

«Тем, кто хочет добиться цели, не следует проявлять милосердие».

Каутилья, индийский философ, III век до н.э.

 

Разведка – один из древнейших видов деятельности, по всей видимости, даже более древнейший, чем та профессия, которая обычно подразумевается под этим словосочетанием. В ходе естественной эволюции процесса разведки (торговой, военной, политической, религиозной и т.п.) постоянно появлялись новые методы и средства ее ведения. Какие то из них закреплялись в практике разведки надолго (некоторые навсегда), какие то выбраковывались вследствие своей неэффективности.

 

Поскольку разведка является средством обеспечения успешной деятельности (военной, политической, коммерческой или иной), она в первую очередь должна быть эффективной. Это свойство становиться первостепенным, когда речь идет о выживаемости коммерческой фирмы, вскрытии имеющихся и надвигающихся (будущих) угрозах и возможностях.

 

«Разведка не признает никаких законов, – ни нравственных, ни моральных и, преследуя свою цель, пускает в ход все средства без выбора, если только применение их для нее выгодно и полезно».

 

Для чего создаются оперативные возможности (включающие возможности проведения разведывательной деятельности), как не для обеспечения стратегического и тактического преимущества над конкурентами и на рынке своей деятельности. Поэтому, в целях обеспечения такого преимущества, время от времени приходится обходить существующие правила и порядки. В разведке «джентльмены»:

 

*    читают чужие письма и заглядывают в замочные скважины;

 

*    при ведении разведки в сети Интернет и проведении PR – акций (т.е. выполнении функций коммерческой разведки) например, при сборе деловой информации выдают себя за другое лицо или организацию (зарегистрировавшись под чужим именем);

 

*    занимаются сбором сведений, составляющих коммерческую тайну конкурента;

 

*    переманивают ведущих специалистов конкурента, публикуют, в ходе активных мероприятий, компромат на конкурентов в любой форме.

 

Все это ни хорошо, ни плохо – это эффективно. Один из теоретиков и практиков разведывательной деятельности Л.И. Кук давал следующие рекомендации по эффективности разведки:

 

«Невидимая, неуловимая, дерзкая до чрезвычайности, не признающая никаких догматов, законов, правил нравственности и морали, считающая все дозволенным при преследовании цели, не знающая границ, пределов проникновению, не знающая и не признающая препятствий, лишь постольку поскольку считающаяся со временем и пространством – разведка является истинно стратегической, лучшим средством обеспечения государства».

 

Какими же способами и средствами оперирует коммерческая разведка? Собственно имеются две больших группы методов добывания информации:

 

Пассивные методы. Подразумевают работу с вторичными источниками информации (т.е. не очевидцами и участниками событий) к которым можно отнести:

 

*    все сторонние открытые источники информации (включая СМИ, Интернет, библиотеки и т.п.);

 

*    вся информация, имеющаяся фирме об объектах разведки (факторах угроз и возможностей) и полученная отделами фирмы в процессе повседневной деятельности;

 

*    вся информация, которая может быть получена от различных (и доступных) экспертов;

 

*    наконец к вторичным источникам информации можно отнести специальные консалтинговые фирмы (специализирующиеся на поиске, получении и обработке, порой весьма деликатной, информации).

 

Какие плюсы и минусы присущи данной группе методов добывания информации? К плюсам можно отнести быстроту, относительную дешевизну и простоту доступа к сведениям. К минусам относится – информация в открытых источниках, как правило, вторичная информация (т.е. пересказанная кем либо). Информация СМИ часто является (намеренным или ненамеренным) носителем субъективного отражения владельца СМИ вследствие чего ее достоверность всегда подлежит сомнению. Наиболее достоверной является информация о прошедших событиях, и, как правило, из вторичных источников невозможно получить информацию о новых планах, намерениях и деятельности источников внешних угроз. Самое главное информация попадает в открытые источники, как правило, на заключительном этапе, т.е. когда предпринять ответные меры практически невозможно.

 

Поясним это на примере

 

Итак, уважаемый коллега Вы задумали создать и выпустить на рынок совершенно новый эксклюзивный продукт (неважно товар или услугу). Скажите, когда Вы дадите рекламу в прессу, когда у Вас и Вашей команды только созрела новая идея или же когда опытная партия товара подготовлена к презентации и реализации? Ответ мы полагаем нетрудно предсказать. Если вы прорекламируете новую идею у ваших конкурентов будет время на разработку контрмер или создание аналогичного продукта. Другое дело, когда Вы внезапно выбрасываете на рынок новый продукт и, в этом случае конкуренту предстоит только постигать новую идею с нуля, а вы имеете все виды преимуществ и тактическое и стратегическое.

 

Таким образом, использование только группы пассивных методов добывания информации практически не может предоставить своему владельцу конкурентного или иного превосходства в бизнесе. Следует заметить, что конкурентная разведка базируется только на пассивных методах разведывательной деятельности.

 

Активные методы. Подразумевают выход на первоисточники (т.е. документы или людей имеющих к ним доступ, непосредственных владельцев (носителей) информации) информации к которым можно отнести:

 

*    непосредственное визуальное (или иное) наблюдение;

 

*    агентурные источники получения информации (люди имеющие доступ к информации и документам);

 

*    активные мероприятия (осуществляются с разными целями от внедрения в объекты разработки, до манипулирования объектом).

 

Какие плюсы и минусы присущи данной группе методов добывания информации? К плюсам можно отнести то, что в большинстве случаев именно активные методы добывания сведений позволяют проникать в планы, замыслы и намерения противника, получать своевременную информацию о действующих и грядущих угрозах. К минусам можно отнести то, что это может занимать продолжительный отрезок времени и сопряжено с определенными трудностями (заведение нужных контактов, поиски путей проникновения на объект разведки, осуществление активных мероприятий и т.п.). Самое главное активные методы разведывательной работы позволяют получать важную информацию фактически в превентивном порядке и дают Вам шанс получить стратегическое и тактическое преимущество и выигрыш во времени.

 

Поясним это на примере

 

Итак, уважаемый коллега теперь Ваш конкурент задумал создать и выпустить на рынок совершенно новый эксклюзивный продукт. Если Вы используете только пассивные методы сбора информации (конкурентную разведку), то рискуете оказаться в незавидном положении, когда информация станет доступной в виде рекламы о продаже (презентации) нового продукта. В данном случае Вам предстоит наверстывать упущенное время, однако, если, например, «случайно» среди топ – менеджмента (или разработчиков продукта) конкурента окажется человек (хороший приятель одного из Ваших сотрудников), то Вы можете получить информацию на этапе возникновения и созревания идеи. В этом случае Вы постигаете суть новой идеи практически одновременно с конкурентом, а вы, к тому же имеете еще и преимущества по сравнению с ним. В равной степени это можно отнести и к иным Вашим оппонентам, кто бы ни скрывался за этой маской (партнеры, контролирующие органы, и т.п.).

 

Возврат в начало

 

В НАЧАЛО

ВМЕСТО ПРОЛОГА

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЯТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

 

Используются технологии uCoz